Новый мир в эсхатологии иудейской апокалиптики и Откровения Иоанна Богослова
DOI:
https://doi.org/10.64884/3034-2732-2025-3-3Ключевые слова:
Апокалипсис , апокрифы, эсхатология, новое небо, новая земля, библеистика, межзаветный период, Иоанн Богослов, Эфиопская книга Еноха, Сирийский Апокалипсис Варуха, Оракулы СивиллАннотация
В настоящей статье представлены обзор и анализ повествований текстов иудейской апокалиптической литературы межзаветного периода и Книги Откровения Иоанна Богослова, касающихся описания новой реальности, грядущей после свершения эсхатологического суда Божия. Эта реальность в статье условно обозначена понятием «новый мир», который в Библии описан как «новое небо» и «новая земля». Пока в мире не истреблены окончательно грех и смерть, «новый мир» остается ожидаемым, и потому тема выяснения его аспектов остается актуальной. Затронутую в эпистолярной части Нового Завета (см. 1 Кор. 2:9) и развернутую в Книге Откровения (Откр. 21-22:5), эту тему важно рассмотреть в сопоставлении с теми сюжетами, которые раскрываются в произведениях иудейской апокалиптики, поскольку эти тексты выражают суть эсхатологических чаяний первой аудитории Нового Завета, они отчасти отражают их мировоззрение и ожидания будущего. Для нас такое сравнение важно в двух аспектах. Во-первых, это предоставляет нам исследовательское поле для лучшего понимания лексики, а также генезиса и значения символики новозаветного Апокалипсиса. Во-вторых, в статье предпринята попытка выяснить, какова конструкция этого нового мира: будет ли он существенно новым творением или преображением существующего. Настоящее краткое исследование выявляет сходства и различия в идеях о новом мире, представленных в Книге Откровения и в произведениях иудейской апокалиптики.