Дидактический потенциал визуальных образов в религиозном образовании: теоретико-методологические аспекты

Authors

  • А. В. Ворохобов Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия имени М.В. Лебедева, Нижний Новгород Author https://orcid.org/0000-0001-6936-9971

DOI:

https://doi.org/10.64884/3034-2732-2025-3-6

Keywords:

дидактика, педагогика, визуальный образ, религиозное образование, христианство, методика преподавания, религиозные образы, эмоциональное восприятие, наглядность

Abstract

Статья представляет собой комплексное исследование использования визуальных материалов во время занятий, на которых изучается христианская традиция. Автор исходит из положения, что изображения являются не просто вспомогательными средствами в процессе обучения, но особым средством коммуникации, способным решать широкий спектр образовательных задач. Анализ осуществляется в рамках трех ключевых для современной образовательной парадигмы областей: индивидуальной, социальной и научно-теоретической. Основной тезис исследования заключается в том, что, будучи альтернативой исключительно вербальному или абстрактно-теоретическому изложению учебного материала, иконическая презентация способна воздействовать на эмоционально-аффективную сферу, что делает освоение религиозно-догматического материала личностным и более легким. Особое внимание уделяется дидактическому потенциалу библейских образов и работе с ними. Библейские образы рассматриваются не просто в качестве сопровождения и пояснения к сакральному тексту, а как отчасти автономные средства, с помощью которых возможно активировать интенсивную внутреннюю работу, выработать личностное отношение и закрепить материал в памяти. В статье представлены общие методические принципы и конкретные рекомендации по работе с визуальным материалом во время занятий по изучению христианства. Такие приемы способствуют установлению творческой иконической коммуникации между учеником, изображением и автором изображения. Утверждается, что методически грамотное и последовательное использование визуальных материалов, связанных с богатой традицией христианского искусства, может способствовать формированию экзистенциального опыта веры у обучающихся, что, в конечном итоге, благоприятствует личной заинтересованности и глубокому усвоению связанного с религией теоретического учебного материала.

Published

2025-11-17